Программа

РЭЙГИ (этикет)
Рейги (этикет) – это выражение взаимного уважения внутри общества. Если каждый будет знать своё истинное место, он будет знать самого себя и своё предназначение в этом мире. Существуют разные иерархии. В будо (боевых искусствах) приняты следующие: Сихан (учитель), сэмпай (старший ученик), кохай (младший ученик), дохай (ученики, приступившие к занятиям одновременно). Эти отношения действуют одновременно. Рэйги в каждом конкретном случае устанавливает правильные отношения.
Рэйфуку – парадная форма
Монцуки – верхняя одежда с гербами (мон)
Синдэн – алтарь
Токонома – украшенная цветами, надписями или картинами ниша
Камидза – верхнее место (главная стена)
Симодза – нижнее место (стена с дверью)
Дзёсэки – правая сторона (почётная стена)
Симосэки – левая сторона
Сихандай – место сихана (мастера)
Райхинсэки – место почетных гостей
Додзё – место постижения истины (зал для медитации)
Син – душа
Кайсо – основоположник
Рэй – приветствие (поклон)
Мэй – клятва, соглашение
Канкаку – зритель
Магокоро – искренность
Хакусинсэй – реалистичность
Сэнсэй – почтительное обращение к учителям, врачам, адвокатам, художникам (досл. «ранее рожденный»)
Сан – почтительная приставка к фамилии
Кун – почтительная, дружеская приставка к фамилии

МЕНКЁ (аттестация)
Полное название: син-син вабухо доикисэй фумото-рю
Новейшая (син-син) Школа (рю) Гармонии (ва) Боевых (бу) Методов (хо) Основанных на пути (дои) Силы духа (кисэй) Подножия гор (фумото)
В школе Фумото принята следующая классификация:
Сёдэн: этикет, сэйтэй иай-до, базовая техника, методы физической и психической подготовки, основы владения оружием и уход за ним, основные философские понятия.
Тюдэн: владение основным оружием (нож танто, топор масакари).
Окудэн: глубокая передача сути учения, секретная техника.
Менкё кайдэн: свидетельство о полной передаче абсолютно всех секретов. Получивший эту степень может быть назначен приемником , , , , своего учителя, или основать свою ветвь школы под эгидой своего учителя.
Эта система традиционна и неразрывно связана с методами обучения. Ни один учитель (сихан) не будет аттестовывать своих учеников (косэй) до тех пор, пока не будет абсолютно уверен в их боевых навыках и готовности. Личность ученика имеет первостепенное значение, и учитель из соображений осторожности не будет сразу преподавать все техники и раскрывать всё их содержание. Сихан (учитель) на протяжении всего срока обучения наблюдает за техникой, поведением и действиями учеников, присваивает дипломы соответствующего уровня тем, кто этого заслуживает.
Запрещается принимать вызовы других школ или провоцировать таковые до достижения уровня кайдэн.
Демонстрация техники (сидзи) возможна с уровня тюдэн с разрешения учителя и делается для привлечения новых учеников и популяризации стиля школы Фумото. Для лучшего понимания реальности исторического фехтования в Японии и в школе Фумото, как и во многих других школах, принято изучать Иайдо Сэйтэй-ката и Мусо Дзэкидэн Эйсин рю.

СЭЙТЭЙ Иай-до
Сэнсэй Идэ Кацухико ханси 8 дан
аттестационные ката Дзэн Нихон кэндо Рэнмэй
Рэйсики (этикет)
Когда эмбу происходит в додзё, синдзэн выполняется в соответствии с этикетом. Сюда же приравниваются поклоны в сторону буцудана, государственного флага, почетных гостей.
Кэйто сугата – придерживать меч рукой
Сюцудзё – вход в помещение (букв.)
Синдзэн-но-рэй – поклон в сторону камидза (почетное место)
Эндзан-но мэцукэ – взгляд на далекую гору
Эмбу-но хоко – направление эмбу (букв.) позиция
Хакама сабаки – правой рукой развести в стороны полы хакама
Тякудза – садиться в сэйдза
Сэйдза – сидеть на коленях (церемониальная поза)
Кэнсин иттай – меч и сердце – одно (состояние духа)
Хадзимэ-но-торэй – начальный поклон мечу
Тайто – заправление меча за пояс (меч у тела)
Эмбу токи-но-сёмэн – передняя сторона во время эмбу

ЭМБУ (аттестационная демонстрация)
Условия психологического состояния, необходимые для показательного выступления эмбу:
1. Дзансин – присутствие (сосредоточенное состояние готовности)
2. Мэцукэ – удержание взгляда (взгляд из сердца)
3. Ма-ай – правильная дистанция
Датто – вынимание меча в ножнах из-за пояса
Кэнсин иттай – меч и сердце – одно (состояние духа)
Овари-но-торэй – заключительный поклон мечу
Кэйто сугата – придерживать меч рукой
Синдзэн-но-рэй – поклон в сторону камидза (почетное место)
Тайдзё – покинуть помещение (букв.)

ГИ (одежда)
Кэйко-ги – куртка для тренировок (кэйко)
Иайдо-ги – куртка для Иайдо
Какэ-оби – пояс для кэйкоги
Хакама – штаны верхней одежды самурая
Таби – специально шитые носки
Дзори – сандалии
Тэннугуи – повязка от пота (под шлем)

КАТАНА (меч)

Катана - меч

КАМА-Э (стойки)
1. Тюдан-но-кама-э – меч вперед
2. Дзёдан-но-кама-э – меч вверх
3. Гедан-но-кама-э – меч вниз
4. Хассо-но-кама-э – меч справа-сбоку у головы
5. Вакигама-э – меч справа-сбоку у бедра

ВАДЗА (техника)
1. Нуки-цук – обнажение меча (с фиксацией)
2. Кири-цукэ – удар мечом сверху (с фиксацией)
3. Фури-кабури – возвращение меча в обратном направлении
4. Сайя-бики – движение ножен назад
5. Тибуруи – стряхивание крови (ёко-но-тибуруи, татэ-но-тибуруи)
6. Ното – вкладывание меча в ножны

СЭЙТЭЙ-ИАЙ КАТА (аттестационные упражнения с мечом)
1. Иппон-мэ – маэ - вперед
2. Нихон-мэ – усиро - назад
3. Санбон-мэ – укэ-нагаси - мягкая защита
4. Ёнхон-мэ – цука-атэ – удар ручкой
5. Гохон-мэ – кэса-гири (хассо) – разрубание наискось
6. Роппон-мэ – моротэ-дзуки – укол двумя руками
7. Нанахон-мэ – сампо-гири (дзёдан) – разрубание на три стороны
8. Хатихон-мэ – ганмэн-атэ – удар в голову
9. Кюхон-мэ – соэтэ-дзуки – укол с придерживанием
10. Дзюппон-мэ – сихо-гири (дзёдан) – разрубание на четыре стороны
11. Дзюити-мэ – со-гири – полное разрубание
12. Дзюни-мэ – нуки-ути - уклонение

Мусо Дзикидэн Эйсин рю
Сэнсэй Вакаура Дзиро 8 дан.

Сёдэн
1. Маэ
2. Миги
3. Хидари
4. Усиро
5. Яэгаки
6. Уки нагаси
7. Кайсяку
8. Цукикоми
9. Цутикагэ
10. О кадзё
11. Нуки ути
Тюдэн
1. Ёкогумо
2. Тораиссоку
3. Инадзума
4. Укигумо
5. Ороси
6. Иванами
7. Урокогаэси
8. Намитаэси
9. Такиотоси
10. Макко
Хидэн
1. Касуми
2. Сунэгакои
3. Тодзумэ
4. Товаки
5. Синогири
6. Танасита
7. Рёдзумэ
8. Торабасири
Окудэн
1. Икидзорэ
2. Тюрэдати
3. Сюмакури
4. Сюдомэ
5. Синобу
6. Икитигаи
7. Содэсуригаэси
8. Монир
9. Кабэдзон
10. Укэнагаси
11. Итомагои ити
12. Итомагои ни
13. Итомагои сан

Старинные формы Иай Дзюцу
1. Дэай, 2. Кэнтори, 3. Дзентюмёкэн, 4. Докумёкэн, 5. Тюбэдомэ, 6. Укэнагаси.

Дзэн Ниппон Иай дзюцу Рэнмэй
1. Маэгири (Эйсин рю)
2. Дзэгогири (Муга рю)
3. Кириагэ (Синто мунэн рю)
4. Синогири (Си ё рю)
5. Кирисаки гаэси (Хоки рю)

Дай Ниппон Батто хо (Минору Хякирэн Конно (20й патриарх).
1. Дзюн то
2. Тюгэки то
3. Сято
4. Синоу то
5. Тюигэки то
6. Татэки то
7. Дзэн тэки тяку то
8. Кютэки гяку то
9. Кютэки дзюн то

Исторические термины и понятия
Буси – воин
Букэ – военные семейства
Кугэ – аристократические семейства
Кэндзюцу – искусство наступательного боя
Дзантоцу – принцип «сблизиться и ударить»
Кэнго – сильный «умелый мечник»
Кэнги – техника владения мечом
Рюги – стиль школы
Кобо-ити – принцип «нападение и защита суть одно»
Суки – бреши «слабости» обороны
Кахо – комплексы упражнений с мечом
Синкэн-сёбу – смертельный поединок
Синай-сиай – бой на бамбуковых мечах синаях
Тарю-дзиай – поединки между школами на боккэнах
Ситэнно – «четыре повелителя меча»
Хикида Бунгоро (хиикида-кагэ-рю), Ягю Тадзима-но ками(синкагэ-рю)
Курандо Марумэ (тайся-рю), Синго Идзу (хикида-рю)
Иппацу – одним махом
Кэн-но-синдзуй – истинная задача кэндо
Мутэкацу – победа без помощи рук (не обнажая меча)
Нукадзу-ни-суму – развязывать узлы не обнажая меча
Сюгё – нещадная тренировка
Сэйсин-танрэн – духовная закалка

Син-син вабухо доикисэй фумото-рю
Сенсей Алексеевский Федор Николаевич (кайсо)

СЁДЭН
1. Цукадагэки (захваты руками) 8 ката
2. Нагэ-но кэн (броски мечом) 4 ката
3. Котэ кири (атака рук) 6 ката
4. Тайтори (атаки тела) 8 ката
5. Аситори (атаки ног) 2 ката
6. Нуки-вадза (уклонения) 8 ката
7. Осаэ-но хо (сдерживание) 4 ката
8. Сэн-но хо (пресечение атаки) 8 ката

ТЮДЭН
1. Кани хо (атаки в коридоре) 4 ката
2. Хики хо (атаки меч и нож) 4 ката
3. Танто вадза (техника работы ножом)18 ката
4. Масакари вадза (техника секиры) 18 ката

ХИДЭН
1. Фуэцу-вадза (давление ветра)4 ката
2. Суйэцу-вадза (давление воды)4 ката
3. Таниндзю гакэ (множественные атаки) 4 ката
4. Тама тэки-но тори (окружение) 4 ката

ОКУДЭН
1. Хидари рёку 4 ката
2. Цуэ-но кадзё 10 ката
3. Итисокудо 9 ката
4. Химидзуки 9 ката

Необходимо понимать и применять во всех движениях основные философские и технические принципы:
Кен-рей (ритуал меча)
Кен-ри (принцип меча)
Кен-ки (энергия меча)
Кен-ко (изготовление и ремонт меча)
Си-мей (четыре добродетели, способствующие развитию ума и духа)

КОМАНДЫ

Иёй – внимание!
Сэйрэцу – построиться!
Ки-о-цукэ – смирно!
Рэй - поклон
камидза-ни-рэй – поклон в сторону почетного места
синдзен-ни-рэй – поклон в сторону флагов
дзарэй – поклон сидя на коленях
торэй – поклон мечу
Сэйто – стоя, меч справа внизу
Тайто – меч слева у пояса
Дза-кудасай – садитесь, пожалуйста!
Мокусо – размышление! (медитация)
Кэкко дэс – достаточно!
Мадзиёри – скрестить мечи!
Дзосу-кудасай – помощник, подойдите, пожалуйста!
Китэ-кимасита-кудасай – смотрите, пожалуйста!
Аямати – ошибка!
Тоцугэки – атака!
Матэ – остановиться!
Ботё – оборона!
Ситамуки – лицом вниз!
Ура-соку-симэ – кто нападал, тот защищается! (поменяться!)
Кэйко-но хатери – тренировка окончена!
Го-будзи-дэ иттэирассяй – всего хорошего!
Они-гаэси-мас – я не причиню вам вреда!
Домо аригато годзаимас – большое спасибо!
Таттэ агэри – подняться!

ИСИДЗУЭ (разминка)
1. ТАЙ-СО (гимнастика)
Юби-ундо – развитие пальцев
Котэ-ундо – запястья кисти
сото-котэ-хо – кисти (запястья) внутрь
ура-котэ-хо – кисти наружу
Суэ-ундо – развитие рук
маэ-суэ-хо – бицепс (руки спереди)
усиро-суэ-хо – трицепс (руки сзади)
Кататэ-ундо – развитие плеч
Куби-ундо – развитие шеи
маэ-куби-хо – шея спереди
усиро-куби-хо – шея сзади
миги-хидари-куби-хо – шея с боков
маваси-куби-ундо – вращение головой
Мунэ-ундо – развитие груди
Сунэ-ундо – развитие спины
Тандэн-ундо – развитие живота
Коси-ундо-бассай-хо – поясница (...-маваси-хо – вращения)
Аси-ундо – ноги
Ганэ-ундо – голени

2. АТЭМИ (удары)
Цуки – тычки, толчки
Ути – рубящие удары (сёмэн-ути, маваси-ути)
Хидзи – удары локтем (маэ, усиро, маваси, ура-маваси, агару, отоси)
Хидза-гэри – удары коленом (маэ, маваси)
Кансэцу-гэри – удар ногой (ребро стопы)

3. ИДО (перемещения)
Маэ-аси-хо – движение вперёд с правой ноги
Усиро-аси-хо – движение назад с левой ноги
Ёко-аси-хо – шаг в сторону
Сэнкай-хо – вращение

4. УКЭМИ (падения)
Маэ-укэми-хо – вперёд
Усиро-укэми-хо – назад
Миги-укэми-хо – падение вправо
Хидари-укэми-хо – падение влево
Миги-тама-хо – падение вправо кувырком
Хадари-тама-хо – падение влево кувырком
Усиро-тама-хо – падение назад вправо кувырком
Усиро-хитари-тама-хо – назад влево кувырком

5. РИТЭЙ (дистанция)
Тика-м – близкая дистанция (можно коснуться тела противника)
Ма-ай – средняя дистанция (руки касаются или мечи соприкасаются кончиками)
То-ма – дальняя дистанция (три меча – около 2,5 м, для атаки нужно сделать шаг или два)

6. СЭН (момент атаки или контратаки)
Го-но-сэн – время контратаки точно в момент нападения
Цумори – приблизительная оценка противника по внешности, манере держаться, двигаться, взгляду, стойке и т.д.

Назад

Тренировочный центр Федерации Кобудо России © тел.: (495) 343-54-61
Разработка сайта - Студия "Action Group"